ШКОЛА НАЧИНАЮЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

img2.gif

img1.gif

img3.gif

img4.gif

  

 

Страничка

открыта

10.02.05.

 

Обновллена 27.12.08

 

img2.gif

 

...Обсуждая проблему сексуальности кандидатского облика, приходится акцентировать внимание в основном на мужской сексуальности. Женщин в российской политике немного. Не так много, как, например, в Швеции, граждане ко­торой гордятся, что женщины составляют почти половину их парламента и ровно половину правительства. Некоторые шведы объясняют такую поразительную феминизацию политики тем, что по времена викингов, пока мужья были в походах, женщинам приходилось подолгу заниматься не только домашним хозяйством, но и местным самоуправлением. Так и сложился сексуальный паритет в политике.

В российском же обществе, хоть женщины зачастую и заправляют политикой и экономикой в семье, заниматься решением государственных проблем общественная мораль все-таки предписывает мужчинам. И это выбор в том числе и женщин, особенно в провинции, где феминистские тенденции очень слабы. Конечно, теоретически надо приветствовать вовлечение женщин в политику, потому что женщина — это в любом случае хорошо. Но в предвыборной практи­ке надо иметь в виду традиционализм российского общества, который заключается в том, что большинство избирателей, в том числе сами женщины, считают, что политикой должны заниматься мужчины, а женщинам туда лезть не следует. Более того, именно женщины первыми станут строить всякие неприятные версии по поводу мотивов женщины-кандидата, осуждая ее репликами типа: «Куда полезла?», «Лучше бы мужем/детьми/домом занималась!» и т.д.

Срабатывает особый тип «корпоративной» женской солидарности, происходящий от наших традиций брачной конкуренции женщин. Ведь их попросту больше, чем мужчин, и живут они уже на 15 лет дольше мужчин. Этот половой дисбаланс определенным образом влияет на поведение женщин, их отношение друг к другу. Тотальное неосознаваемое соперничество, тотальная неосознаваемая неудовлетворен­ность женщин накопили в обществе такой массив неврастенической и истероидной энергии, что впору говорить о психическом нездоровье всего общества. Самые заядлые участники манифестаций, женщины старшего возраста, зачастую абсо­лютно не понимают или понимают ложно значение этого своего участия, но тонус их остервенелости управляет ими, как некая злая сила.

Эти глубинные силы, руководящие сексуальностью и руководимые сексуальностью, в той или иной сфере оказывают влияние на все сферы жизни, в том числе на политическое поведение россиян. На основании рассуждений об острой брачной конкуренции женщин можно сделать такой самый абстрактный вывод: женщины-избирательницы изначально скорее негативно отнесутся к выдвижению женщины-канди­дата. Особенно если эта женщина обладает отчетливыми брачными достоинствами, такими, как молодость, красота, сексапильность, презентационная смелость... Такая женщина-кандидат попадает в образ «соперницы» для относительно молодых женщин и в образ «вертихвостки» для женщин старшего возраста.5 А если учесть, что большинство голосующих во многих регионах — женщины, то понятно, что яркое сексуальное позиционирование женщины-кандидата вряд ли приведет ее к успеху. Да, она может понравиться мужчинам-избирателям, но они вряд ли станут конвертировать свой мужской интерес к яркой женщине в активное голосование «за»; обычно у мужчин другие рефлексы. В плане же выборном — полюбуются ею на плакатах и только. Конечно, вряд ли тут возможны статистические выкладки, но можно предположить, что только лишь за счет яркой сексуальности женщина-кандидат даже мужских голосов много не соберет.

И вот тут наступает тот случай, когда необходимо определенными искусственными мерами, пиаровскими уси­лиями корректировать сексуальный образ женщины-канди­дата, привносить в него черты, которые не мешали, а помога­ли бы собирать голоса как женщин, так и мужчин. Женщинам-кандидатам можно попытаться переработать свою сексуальность в образ «подруги» — тогда и для мужчин оста­нутся половые стимулы для возникновения интереса, и для женщин не будет раздражающих сигналов. Хорошо маскируется раздражающая избирательниц сексуальность женщины в образе «предводительницы женского движения», хотя тут могут быть свои «но» — среди избирательниц немало противниц феминизма, а среди мужчин и подавно. И все же возможны случаи именно феминистского прорыва женщины в политику. Если какая-нибудь женщина провозгласит: «Мы, женщины, должны быть в политике!», то при соответствующей харизме она вполне может добиться успеха. Но это более вероятно все-таки для женщины среднего и старшего возраста. Одним из вариантов сексуального позиционирова­ния женщины-кандидата, вероятно, может быть образ «жен­щины-матери». В этом случае речь может идти о защите дет­ства, воспитании подростков, об общественном контроле за службой призывников в армии и т.д. Может хорошо сработать также образ «бой-бабы», «комиссара в юбке» — то есть женщины, обладающей чертами мужской харизмы.

Наиболее же удачным решением, особенно для молодых и привлекательных женщин-кандидатов является сме­щение презентационного акцента с сексуальности на профессионализм в какой-либо предметной сфере. Для мужчин при­ятная внешность все равно не останется незамеченной, а вот избирательниц можно попытаться убедить, что кандидат баллотируется не как женщина, а как интеллектуал, профессионал в той или иной сфере, например, юрист или экономист. Преобладание профессионализма над сексуальностью в облике женщины-кандидата может нейтрализовать фактор брачной конкуренции женщин или даже вызвать у женщин гордость за представительницу своего пола, достигшую успеха в карьере, в сферах, традиционно оккупированных мужчинами. Таким образом, в самом абстрактном виде сексуальность женщины-кандидата требует трансформации в образы «женщины-профессионала-предметника»,  «подруги», «предводительницы женского движения», «женщины-матери», «бой-бабы», «комиссара в юбке». Понятно, что каждый из этих вариантов сексуальности женщины-кандидата задает определенную парадигму предвыборных идей и действий. 


ПРИМЕЧАНИЕ ИЗБЫ: электронную версию книги Андрея Мирошниченко вы можете найти на этажерке в Чулане ИЗБЫ - см. ссылку в правом нижнем углу страницы.

 

 

ПРЕКРАСНЫЙ ПОЛ: ИДУ НА "ВЫ"

 

Сексуальность в образе кандидата

 

 

 

 

Коротко об авторе

 

 

Андрей МИРОШНИЧЕНКО

журналист,

политтехнолог.

 

Автор нескольких книг

по PR и избирательным

технологиям, в том числе «Выборы: от  замысла до победы» , положительный отзыв о которой  размещен в нашей ИЗБЕ-читальне.  Книга выпущена издательством ЦЕНТР (Москва) в 2003 г.

 

В настоящее время возглавляет журнал «Банковское обозрение» (г. Москва), преподает коммуникативистику в Госуниверситете управления.

 

 

НА ТИТУЛЬНУЮ ТЕХНОЛОГИЙ

3d_basic_email.gif :izbasssymble_at_red.gifmail.ru