ПОЛИТТЕЛЕГРАФ: ЧТО?, ГДЕ?, ПОЧЁМУ?

 

bar2.gif

img2.gif

img4.gif

img3.gif

img1.gif

 

 

5.03.09

 

 

НАВСТРЕЧУ КОММУНАЛЬНОЙ ЭРЕ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Заметки несистемного гражданина

Виталий ШАПРАН, политтехнолог, Бердск

 

Часть первая. УПРАВЛЯЕМАЯ МЕТЛА

Часть вторая. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

Часть третья. КОММУНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

 

Вначале

 

В среде российских политтехнологов последние годы царствуют депрессивные настроения, перемешанные с апатичным цинизмом. Связано это с усыханием выборной демократии и откровенным пренебрежением властей к тем, кого ещё в совсем недавние времена кандидаты и чиновники считали чуть ли не магами. Отныне – цыц! Без колдовства обойдёмся – власть сама теперь может себя воспроизводить в любых количествах и формах. А чтобы манипуляторы общественным сознанием не стали случаем работать на стороне, то самых признанных и покладистых из них власть взяла на службу и посадила на короткий поводок.

Всем прочим неприкаянным политтехнологам, кратно уменьшившимся в числе из-за скукоживания выборного рынка (из-за отмены выборов губернаторов, отмены думских выборов по округам, а в ряде случаев – отмены и региональных «мажоритарников») – в общем, им только и остаётся, что «мышковать» по мелочам да писать друг другу подобные заметки. Часть из таких обнищавших вольных стрелков пребывает в тоскливом настроении насчёт будущего страны и, соответственно, насчёт своих профессиональных перспектив. Перебиваются потихоньку – и ладно. А другие – ничего, матерятся, но дрыгаются. Впрочем, оптимизм – это свойство человеческого характера, а не политической системы, и эти заметки адресованы, прежде всего, оптимистам. Причём, если кому покажется читать про политику или самих себя неинтересно (и сами не хуже могут написать), то читайте сразу третью часть - там хоть что-нибудь новенькое.

 

 

Часть первая. УПРАВЛЯЕМАЯ МЕТЛА

 

Ради нашего же блага

 

Вначале несколько слов о задумках и практике строительства «вертикали власти». Создавая поначалу ту вертикаль, г-н Путин сотоварищи, видимо, думали по государственному и собирались излечить страну от самораспада. Вконец расхристанную Россию, каковой она и была десяток лет назад, надо было срочно примотать позвоночником к вертикальному столбу – для её же выздоровления и блага. Юридическим и идеологическим обеспечением этой процедуры была объявлена «управляемая демократия». Государственный хребёт со временем зажил и окреп. Россия, вроде, встала на ноги.

И всё это делалось для пользы России, а не клана миллиардеров, приватизировавших российские месторождения. Ну, хочется верить, что было задумано именно так. Но про овраги за бумагой, про будущность - как всегда, думать особо не стали.

Плюс к тому, вмешался эксцесс исполнителя, и чиновничья вертикаль по ходу своего создания обросла всякой непотребностью, заставляющей ныне сомневаться в её заявленной кристальности и перпендикулярности. К примеру, проводником «управляемой демократии» назначили чиновничью партию «Единая Россия» (что было логично), но в эту же партию немедленно позаписывались и почти все братушки-олигархи – от федеральных до муниципальных.

Более того, вверху власть, может, и вертикальная, но внизу, на муниципальном уровне – она и по сей день напоминает пучок торчащих в стороны усохших властных веток, привязанных к вертикали. Метла получилась, словом. Ну, а раз метла – значит, о чистоте рук печалиться не приходится. Черенок метлы, и так состоящий далеко не из чистого титана, изначально был сплошь заляпан нефтью. А про чистоту привязанных снизу прутьев, вымазанных в чём попало, в том числе, извините, в биологических отходах человеческой жизнедеятельности (почти в прямом смысле, но об этом чуть позже) – и говорить нечего. Но – надо.

 

Ледниковый период

 

России, привязанной администрацией президента Путина к административному столбу для излечения её опорно-двигательного аппарата, понадобилось несколько лет на выздоровление. Но, странное дело, по выздоровлению отвязывать её от столба, тем не менее, никто не стал и даже не собирается. Ногами перебирать туда-сюда – это можно, а чтоб какое своеволие – нельзя.

Идеология «управляемой демократии» быстренько сама себя изжила, и теперь осталась одна управляемая «вертикаль» с сохранением некоего флёра европейского либерализма. Для этого же цветочного оформления в дополнение к радикально капиталистической «Единой России» (партии власти) была оставлена почти треть депутатских мест для трёх управляемых из Кремля «оппозиционных» партий, да ещё в списках Минюста числятся с десяток партий-фантомов.

Саму же демократию как конституционную идею - от уровня федерального и до губернаторов – отменили совсем. Юридически, конечно, ничего не отменяли – отменили практически. Говорят – на время. Свободу слова ограничили несколькими столичными печатными СМИ, да ещё в недоразвитом российском интернете неприкаянно бурлят пока что бесцензурные мысли. Телевидение, основные федеральные и все региональные печатные СМИ – те обслуживают черенок власти. Ну, а муниципальные газеты раскрашивают привязанный к черенку веник местного самоуправления.

Вот на уровне этого веника демократия у нас и остаётся до последнего времени. Ну, ещё выборы в региональные законодательные собрания по мажоритарным округам, где таковые пока остались – тоже до последнего времени сохраняют некую свободность. И всё.

 

Перпендикулярно логике

 

Одновременно с замораживанием политических свобод в придворно-кремлёвскую интеллектуальную среду была вброшена мысль о полезности для России авторитаризма. Собственно, эта идея давно крутится на телевидении, но теперь она переродилась фактически в официальную. Теперь не Пушкин – наше всё, а Путин. Есть там, правда, ещё и Медведев Дмитрий (в роли нынешнего президента), но станет ли он когда-нибудь настоящим президентом – это большой вопрос.

Однако, все эти президентские рокировочки с загогулинами – дело важное, но второстепенное. Сколько раз говорилось умными людьми, что без осознанной воли народа никакой «железной рукой» Россию не выведешь в счастливое будущее. Собственно, для того демократия и нужна, чтобы граждане разделили с властью ответственность за будущее страны. Вертикаль власти нам нужна – мы не крохотная Швейцария, но эта вертикаль не должна быть шилом, воткнутым в карту России. Она должна быть проводником воли. Причём, именно двусторонним проводником: от государства – к народу, и от народа – к государству.

А мобилизационный вариант управления российским государством, в своё время использованный гражданином Джугашвили и модный ныне не только в ностальгирующих, но и в хорошо обеспеченных интеллектуальных кругах, может только на время сплотить страну. Тотальная пропаганда и устрашение могут помочь «выдоить» нефть России и прочие её ресурсы, но никак не способны обеспечить стабильное устойчивое развитие нашей страны.

Есть надежда, что верховная власть поступает вопреки этой логике не по умыслу, а по недомыслию. Просто товарищи не понимают, что грамотно и жёстко по закону развиваемая демократия является куда большим мобилизационным средством, чем государственное лицемерие и чиновничья диктатура.

 

Фантазии на заданную тему

 

Но что сейчас о властной вертикали говорить – это дело от нас мало зависящее. Черенок «вертикальной» метлы – он в крепких мускулистых руках самбиста, горнолыжника и, одновременно, верного друга государственно мыслящих товарищей - Абрамовича, Дерипаски и прочих. Нам бы хоть нижнюю часть властной метлы сохранить – избираемых населением градоначальников и депутатов. Конечно, этот муниципальный веник изрядно вонюч, ненадёжен, продажен и далее по списку. Но каков уж есть, такой и есть – иного пока мы всем обществом не заслужили.

Другой вопрос, что надо бы местное самоуправление развивать, а не позволять выдергивать из него прутья. Более того, надо ещё вовсю развивать институты гражданского общества – партии, профсоюзы, общественные организации… Развивать и пестовать надо саму способность общества к самосознанию, самоорганизации и самозащите. То есть, по-хорошему, от властной метлы вообще надо отказываться, со временем заменяя её на нечто более полезное.

Говоря анатомическим языком, государственная власть – это, в идеале, скелет страны, где каждая косточка на своём месте, и никто их не сплющивает в «вертикаль». Местное самоуправление, предпринимательство – это мясо на костях, жилы и внутренние биофильтры с живыми моторами. А гражданское общество – это мозги в голове и даже душа в сердце (если кто в душу верит). Особенно стоит обратить внимание, что в таком идеально-анатомическом устройстве - сегодняшнее и будущее страны определяет головной мозг, а не скелет. Словом, уже сейчас надо стараться думать не костным мозгом. Все эти наши президенты, правительства, депутаты и мэры должны быть всего лишь представителями российского общества, и никак не вождями, каковыми большинство из них себя мнят и коими часть их них, по факту, являются.

 

Кому – в лом, а кому – в самый раз

 

Впрочем, оставим фантазии и вернёмся к реальности. Местная власть у нас формируется по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно этому закону, главы муниципальных образований могут выбираться тремя способами: прямым волеизъявлением населения, или выбором мэра из числа избранных депутатов, или назначением наёмного менеджера местным депутатским собранием. Практически пока по России в основном применяется первый из названных способов.

Однако, несколько годов назад через «Единую Россию» были попытки широко навязать муниципалитетам так называемых «сити-менеджеров» (третий из названных способ избрания местного руководителя). Но тогда, накануне федеральных выборов, решили действующих градоначальников не злить. А теперь вот, про прошествии всех главных выборов, и от новоизбранного господина президента звучит нечто подобное, только на иной лад.

В реальности это означает, что Путину с Медведевым нынешняя метла власти тоже не нравится, как и автору этих заметок. Но, в отличие от ни за что не отвечающего автора этих заметок, дуэту правителей неймётся властную вертикаль ещё больше усилить: вместо метлы чтоб иметь лом – от верху и до низу, и чтоб без юридических и репутационных проблем. Ну, может, для видимости оставить привязанными снизу к лому стебелёчки деревенского самоуправления, полную заботу о котором верховные власти всё равно и на фиг не собираются на себя брать – пусть сами выживают, при минимуме дотаций (у нас же свой путь, а не европейский). А вот чтобы решительно рулить столицами регионов, другими многолюдными городами – этого страсть хочется.

Оно бы и забот не было такое провернуть, да по конституции у нас местное самоуправление существует отдельно от региональных и федеральных органов государственной власти. Совсем уж этого не замечать – себе дороже будет. Имидж демократичности России, ореол построения правового государства – всё разом пойдёт под хвост Евросоюзу.

 

Быть посему!

 

Значит, ради исполнения государственных желаний придётся вернуться к идее едросов и навялить в уставы муниципалитетов опосредованные формы избрания градоначальников – через местных депутатов. А формирование списков тех депутатов, естественно, надо поставить под должный госконтроль. Сложно это сделать? Да, сложно, но можно.

Сложно потому, что муниципальные выборы по России почти сплошь проходят по мажоритарной системе, а не по партийной или смешанной. Можно, потому что нетрудно региональные выборные законы изменить - и ввести выборность местных депутатов по партийным спискам. Избирательная библия политтехнологов и демократов – федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - такое не запрещает, а закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - тем более лоялен к такой идее. К примеру, в Московской области и Чечне партийный принцип избрания муниципальных депутатов уже начали применять.

Кстати, смешанный принцип формирования представительных органов местного самоуправления давно напрашивается в жизнь – уж больно пассивно и безответственно ведут себя партийные организации на местах, причём – всех партий без исключения. Все решения, принимаемые местными депутатскими собраниями, политически анонимны, потому и на выборах спросить не с кого.

 

Однако, несмотря на логику и стратегическую «вертикальную» цель, широко применять партийную избирательную систему на уровне самоуправления власть не спешит. Дело даже не в том, что со стороны и снизу слишком заметна была бы «рука Москвы», а в том, что на местах депутаты-едросы слишком часто будут подставлять под критику святое имя «Единая Россия».

Значит, сегодняшнюю систему на муниципальных выборах лучше приберечь и просто назначать в местные органы власти «вертикально» управляемых депутатов-мажоритарников. Причём, не обязательно навязывать местному населению одних единороссов - опять-таки, чтобы рассерженные бабушки с дедушками, а также прочие обманутые и безработные не плевались потом прицельно в правящую партию, а ругали некую власть вообще.

Но гласный или негласный, а порядок нужен и, ещё более, нужны по две трети депутатских голосов, чтобы вносить в уставы муниципальных образований изменения по отказу от прямых выборов глав местных администраций. Ведь до сих пор муниципальные выборы проходили как попало – без строгого госнадзора, а только под надзором малокомпетентных в этом вопросе местных властей (особенно – в провинциальных городах). Возник логичный вопрос: как сейчас, а не потом, обуздать и направить местную разношерстную публику, рвущуюся в депутаты? Чтобы «Единая Россия» на местах как бы и правила - мэров назначала, и чтобы, вроде как, не правила - ни за что не отвечала. Ответ нашёлся быстро – в виде новообразования под условным названием «коммунальная избирательная система» (см. часть 3).

Но пока есть смысл почитать вторую часть – о политтехнологах, поскольку без них всё равно никакие избирательные системы не обходятся.

 

 

Часть вторая. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ

 

«Белая кость» против разбойников с большой дороги

 

Помнится, ещё до построения «вертикали власти» - в конце 20-го и первых двух-трёх годах 21-го века - хозяева страны, губерний и городов для сохранения своей власти применяли на выборах самые отвратные формы административного давления на конкурентов, но – в рамках каких никаких законов. Политтехнологи, работающие тогда на власть, в том числе и завзятые «чернушники» - они тоже старались работать в ладах с законом. Бывало, конечно, всякое – и фальсификации, и подневольное голосование, но, как ни странно – всё это было почти законно (избирательное законодательство на то время было дырявым донельзя).

Круг политтехнологов, приближенных к властям и заказам, был тогда весьма ограничен (что и сейчас так же - зачем деньги на много долей «пилить»?), а работы было навалом. Потому звёздные политтехнологи на излишки денег нанимали менее звёздных. И всем хватало.

 

По другую сторону баррикад - на разноцветную оппозицию и просто на шальных кандидатов с большими деньгами - в «довертикальные» времена работали те политтехнологи, кого к действующим властям не подпускали. Были среди них и ангелы во плоти, читающие и пишущие книжки по политтехнологиям, при этом - с полной верой в построение чистого демократического государства. Попадались откровенного замеса шарлатаны, иногда наскоком работающие на выборах под псевдонимами, а порой и легальные - пишущие столь же шарлатанские «политконсалтинговые» книги. Бывали и просто бесталанные, но усердные. А были и такие штучные мастера «чёрного» пиара, которым сам чёрт был не брат.

Внесистемные «чернушники» нарушали все законы и зачастую доходили до прямой уголовщины: спалить термобомбочкой урну для голосования – это было для них мелкой шалостью. Работали они, надо сказать, весьма креативно и эффективно и, при этом, безнаказанно. Уходить от ответственности они могли филигранно – не хуже заправских разведчиков. Казалось бы, в связи с построением властной вертикали и практической отменой реальных выборов от губернатора и выше, «чёрные» политтехнологи должны были остаться без работы. Но - не остались, и по тюрьмам не разбрелись.

 

Парк путинского периода

 

Произошло непредвиденное, если иметь в виду заявляемое с начала 21-го века российским престолом построение правового государства. Новая государственная власть, оценив эффективность уголовствующих политтехнологов, пригласила их практически оптом на обслуживание самой себя: от региональных администраций - вплоть до администрации президента. Точно так же повели себя и приближенные к престолу корпорации типа «Газпрома» и т.п.

Мало кто из «отмороженных» спецов по выборам стал штатным работником – темперамент не позволял, но заказы от властей им стали почти гарантированными. При этом, прежние придворные политтехнологи тоже в большинстве своём остались на своих местах и при своей доле. В результате вокруг федеральной и региональных властей, как и при штате мегакорпораций, сформировались мрачные уголовно-административные PR-гибриды, представители которых по неведомой причине стали именоваться политтехнологами-государственниками.

Примеры работы таких политтехнологических гибридов не заставили себя ждать. Облагодетельствованные властью подпольные политтехнологи начали творить на предвыборных просторах России полный правовой беспредел. В ход пошло всё, от чего у нормального гражданина, будь он знаком с фактами, волосы бы стали дыбом. Прямая физическая уголовщина чередовалась с насилием над избирательным законодательством в извращённых формах, и всё это – под надёжным судебным прикрытием.

Такое прикрытие обеспечиваться стало просто - в добавку к дотоле обыденному административному давлению на судей, прокуроров и членов избирательных комиссий, стал применяться и прямой неприкрытый подкуп этих полномочных граждан. Торговля законом пошла под соусом государственной необходимости. Пятьдесят-сто-двести тысяч нефтедолларов на взятку каждому ответственному человеку – это норма только для низшего звена.

 

На памяти автора этих строк, к примеру, архискандальная отмена победы оппозиционного кандидата в мэры Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ), осуществлённая несколько годов назад окружными властями. Делалось это как раз руками «чёрных» политтехнологов, при финансировании «Сиб-Нефтью» г-на Абрамовича. Там для удержания во власти действующего мэра настолько всё делалось противозаконно, что даже местные прокуроры взбунтовались против городской избирательной комиссии и судей. А что толку? Прокуроры же в первую очередь своими должностями и поплатились. Наступали новые времена, а на кону стояло только что открытое на территории муниципального образования нефтяное месторождение.

Практически то же самое происходило спустя пару лет в Тыве, когда «Единая Россия», проигравшая по сумме депутатских мест региональные выборы депутатам-«справедливороссам», по указке и непосредственной помощи «чёрных» политтехнологов устроила позорное действо с судебной отменой выборов по тем округам, где победили именно кандидаты от «Справедливой России». Тут тоже, помимо «политической целесообразности», были и огромные экономические интересы, связанные со строительством железной дороги и будущим освоением месторождений.

 

Подобные примеры попрания избирательного законодательства и основ судопроизводства дальше множились год от года, и по любому из них уголовные дела не поздно возбуждать и сейчас. Только – тщетно об этом думать, поскольку задействованные в тех делах «братки» из цеха политтехнологов живут припеваючи на государственных харчах, в уважении и признании, и учат подрастающее поколение пиарщиков уму-разуму на различных семинарах.

Подытоживая эту тему, логично спросить: что, в России такая уж нехватка государственных менеджеров и профессиональных политтехнологов, коль ради построения и сохранения «вертикали власти» приходится прибегать к услугам этакой шатии?

Впрочем, Бог бы им судья, нашим государственным правителям. История покажет – чего они хотели и что получили. Но даже и сейчас понятно, что поручать строительство вертикально интегрированного государственного холдинга мастерам заплечных дел из числа политтехнологов – это позор на будущие года (судьба Ивана Грозного с его опричниной тому примером).

 

Были люди в наше время…

 

Как-то осталось почти за скобками, что в оные времена были и другие внегосударственные политтехнологи – не ангелы, но и не бесы, и притом – совсем не бездари. Креативные и азартные, ради победы своего кандидата готовые не спать ночами и быть избитыми, знающие весь спектр политтехнологий – от белоснежных до зловонно чёрных, но, и в этом-то вся разница, применявшие свои профессиональные знания в рамках действующего избирательного законодательства. Более того, такие законопослушные политтехнологи есть в России и сейчас, как это не звучит умилительно глупо.

Наиболее профессиональные из таких политтехнологов, понимая, что на аналогичную честность конкурентов и милость властей надеяться не приходится, умеют ходить не только в рамках избирательного законодательства, но и по грани, и даже за гранью. Но точно, чего они не переходят – это границу, отделяющую общегражданское законодательство от уголовного. Принцип такой. Впрочем, работать за границей уголовного кодекса теперь дозволено только государственным пиарщикам, так что наличие названного принципа уже вопрос только морали, не имеющей отношения к делу.

Вопрос ведь, собственно, в том - что считать политтехнологиями? Война, терроризм, массовый подкуп избирателей и штучный подкуп судей, информационная диктатура, провоцирование массовых беспорядков, уголовное преследование соперников на выборах, разорение их или даже убийство – это теперь тоже своего рода политтехнологии. Видимо, специалисты в таких областях будут нужны всегда, вот только место им где-нибудь в спецслужбах, а не в цеху гражданских политтехнологов. И имена их должны быть плотно укрыты шпионскими серыми плащами, а не светиться на телевидении и в интернете.

 

Памяти Чарлза Дарвина

 

Вообще, что касательно более-менее совестливых гражданских политтехнологов, оставшихся в основном на муниципальных полях (и малость – на выборах региональных депутатов), то супротив государственно-уголовных PR-команд им полагалось остаться не у дел и вымереть с голоду. Но – не вымерли. Напротив, внутривидовая селекция привела к тому, что выжили и сохранились в профессии самые яркие умами, самые профессионально подготовленные и терпеливые.

 

Между тем, деградация политтехнологов, призванных на государеву службу – налицо. Началась угасание «звёзд» ещё в 90-х годах – сразу после окончания в России романтического периода. Демократическая романтика уступила место реализму, а тот, в свою очередь, очень быстро эволюционировал до цинизма.

Но цинизм сам по себе не противоречит профессионализму, а, скорее, даже его дополняет. Сгубил околовластную когорту политтехнологов, в том числе и весьма талантливых, совсем не цинизм, а прилагающиеся к нему дурные несоразмерные гонорары. Не в том беда, что денег было много – денег много не бывает, а в том, что звёздные политтехнологи быстро обленились и вместо того, чтобы работать самим, стали нанимать политтехнологов из провинции. И пока провинциалы работали и учились, и вывешивали у себя над диванами портреты Ломоносова – столичные «звёзды» гуляли и шиковали.

Как-то упустили из виду «звёзды», что лучшие академики – это те, кто между симпозиумами самолично режут больных, сливают в мензурках всякую химию и портят глаза у телескопов. А прочие академики неуклонно превращаются в заурядных чиновников и исторических персонажей.

Так и произошло. Креатив из звёздных политтехнологических голов постепенно повыветрился, и максимум, на что они остались пригодны – это использование административного ресурса, пусть даже и мастерское. Впрочем, это не мешало бывшим «звёздам» по-прежнему быть самыми высокооплачиваемыми среди коллег по ремеслу.

 

Собственно, эта девальвация «звёзд» и привела к тому, что «вертикальная» власть призвала к себе на службу тех разбойников, которые ей раньше пили кровь. Почтенных бывших «звёзд», конечно, никто без хлеба не оставил – они к тому времени сильно переплелись финансовыми интересами с чиновничьим сословием, но карт-бланш на предвыборный террор получили именно спецы с «отмороженными» головами.

Но, вот ведь незадача!, та же самая профессиональная деградация вскоре стала происходить и с бывшими разбойниками. Вседозволенность развращает легко, и бывшие сумасбродные креативщики (по-русски – выдумщики), пусть и «чёрные», будучи на службе у власти, также вслед за «звёздами» пошли по пути наименьшего сопротивления. Просчитывать многоходовые варианты, прислушиваться к народу и парить голову в творческих муках - теперь и лихим людям было не обязательно. Опричнине достаточно и дурной силы.

В итоге разбойный государственный люд «креативить» перестал и переключился в применяемых ими методах на опыт увядших «звёзд» - на прямое регулирование списков кандидатов в мэры и депутаты, а также на прямое назначение победителей. Только теперь это делается уже не просто административными мерами, и не чисто уголовными, а уголовно-юридическими. Рейдерские захваты власти (при поддержке вышестоящих властей) – эта обычная практика последних пяти-шести лет.

Отдельные монстры креатива, правда, ещё время от времени брызжут гениальными идеями. Но, взлетев далеко от народа и почувствовав силу государственной «крыши», они при первых же неудачах клянут тупых кандидатов, бездарно-продажных коллег по цеху, всех чиновников и даже этот бесчувственный народ. А, поругавшись, отбрасывают в сторону свой буйный креатив и начинают всех прессовать по накатанному сценарию - по полной административно-юридическо-уголовной программе, от которой даже старые «звёзды» политконсалтинга поёживаются и начинают ходить в церковь.

 

Второе пришествие рыцарей

 

Одна незадача для российских государственных мужей – такие политтехнологии сходят опричнине с рук только в России, а за её пределами – в ближних и дальних странах – так не получается. Там своих отморозков хватает, и наших там не жалуют. Как следствие, Россия за рубежами проигрывает все выборы и все информационные сражения, которые там только можно проиграть.

Кроме того, в боях на информационных полях за так нужные нам инвестиции - практически все наши регионы и российское государство в целом также уступают зарубежью. Почти такая же ситуация с коммерческими корпорациями. Стало быть, для пользы дела нужны живые работающие политтехнологи-профессионалы, а не разленившиеся умом PR-архаровцы (не говоря уж об официальных PR-администраторах).

Вместе с тем, власть властью, деньги деньгами – но хочется же и перед миром прилично выглядеть. Но от нашего международного пиара смеются украинские курицы, а от внутрироссийских выборов Фемида плачет навзрыд. Наш главный нынче юрист – президент г-н Медведев – он, может, те слёзы и видит, но предпочитает менять Фемиде мокрые повязки на глазах, а не устранять причины её печали.

 

То есть, существует проблема грамотного политтехнологического обеспечения государственных интересов России. Делать надо это по широкому фронту - на информационных пространствах, на выборах, при создании общественных организаций и т.д., и т.п. Причём, это требуется делать как внутри страны, так и за рубежом.

Вывод из этого напрашивается простой: если власть предержащие чиновники и их товарищи предприниматели, встревоженные кризисом, немного продерут глаза, то в среде политтехнологов неизбежно начнётся некая ротация кадров. Это произойдёт (и уже потихоньку начинает происходить) не по причине невесть откуда взявшегося благородства заказчиков, а только ради максимальной эффективности подотчётного им дела. Вольных «белых рыцарей» (умеющих драться не хуже, а зачастую лучше других, и при этом имеющих более-менее благородные манеры), станут чаще и чаще призывать на службу – вместо PR-чиновников и PR-разбойников.

 

А поскольку сама по себе служба государству не является ничем зазорным, то рыцари не будут особенно и упираться. Кроме того, голод не тётка – пирожка не подсунет. Профессия политтехнолога – она сродни профессиям врача или адвоката – клиентов не выбирают. Так что если клиент с деньгами и не слишком противный, то разницы особой нет – либерал он прозападный, законопослушный коммунист или член великой и единой партии. Нынешнему российскому государству с его властной вертикалью – они все до лампочки, так что политтехнологов по этому поводу проверять на патриотизм не будут. Тем более, все эти красные, белые, синие и чёрные партии давно дали клятву на верность Родине и Путину, потому и существуют. А то, что сами партии ничего из себя не представляют – это их забота. Найдут деньги на «раскрутку» своих кандидатов – вот и славно.

Ещё более: бродячим «белым рыцарям», желающим вытеснить с политтехнологического рынка прикипевших там и обленившихся «звёзд» и хулиганов, надо будет отбросить белые платочки и опуститься до уровня канализации. В прямом смысле. Именно на этом уровне сейчас начинаются главные баталии, и сюда барствующие конкуренты по цеху точно не доберутся.

 

 

Часть третья. КОММУНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

Истоки демократического коммунализма

 

Вертикаль власти попахивает дерьмецом всегда – в любой стране и в любое время. Но с принятием нового Жилищного кодекса и принятым в его развитие законом «О фонде содействия реформированию ЖКХ» - вонизма в России добавилось кратно. Не то, чтобы законы эти были плохие для жилищно-коммунального хозяйства - речь сейчас не об этом. Для ЖКХ-то как раз польза очевидная, хоть и со скрипом достижимая. Но сейчас речь о том, как эти коммунальные законы влияют на формирование самой метлы власти.

Первопричина новоявленной проблемы заключается в новом для России варианте демократии – в коммунальной демократии. Вернее, в попытках её установить и в том, что из этого выходит. Проясним интерес государства в «низовой» демократии, и чем это может быть полезно нашим ста миллионам избирателей.

Чтобы быть кратким и не впадать в чрезмерные философствования, отметим только, что государство просто не могло уже содержать коммунальное хозяйство на своих плечах – не осталось ни денег на это, ни организационных ресурсов. Чтобы ЖКХ, насквозь проржавевшее и обсыпавшееся, рухнув, не угробило бы страну целиком и «вертикальную» власть в отдельности, принято было решение отдать всё это ЖКХ самим гражданам России – и пусть они делают с ним, что захотят. Для легитимизации в сознании граждан этой передачи ответственности - законом были утверждены нормы «низовой» демократии. Названные нормы определили порядок распоряжения жителями своими многоквартирными домами - со всеми крышами, подвалами, трубами и прилегающими территориями.

Для граждан (именно – для граждан, а не для великовозрастных детей) и для общества в целом - эта коммунальная демократия полезна и интересна. Интересна тем, что даёт возможность потренироваться в построении гражданского общества на почти житейском уровне. Что поделаешь, если мы даже до местного (муниципального) самоуправления ещё толком не доросли – значит, будем учиться демократии на жилищно-коммунальных вопросах. Впору выдвигать лозунг: ЖКХ – школа демократии!

А кроме этого, какая нам будет радость, если российское ЖКХ обрушится, прихватив с собой и нашу верховную власть? Ведь завалит штукатуркой и зальёт фекалиями нас, а не их. Так что тут у нас шкурный интерес вместе с интересом гражданственным, и неизвестно – чего больше…

 

Управляй мечтой!

 

Для сегодняшнего разговора интересно, что инициированные государственной  властью и нескончаемо идущие по стране коммунальные выборы по сути ведутся по тем же принципам, что и выборы депутатов с мэрами. Идёт агитация и контрагитация, листовки, слухи, публикации, голосования, подсчёты голосов, подведение итогов, шум несогласных…

Мы выбираем формы управления нашими многоквартирными домами: товарищества собственников жилья (на один-два-три дома) или управление специализированной компанией, а то и так называемое непосредственное управление (подобие веча). Если формой управления граждане утвердили внешнее управление - управляющую компанию, то ещё надо будет выбрать и какую-то одну из нескольких, и тут снова агитация с провокациями. При товариществах (ТСЖ) мы выбираем себе правление. Прямым голосованием частенько выбирают обслуживающие организации. Наиболее продвинутые жители – выбирают старших по домам и подъездам в качестве своих представителей. Кроме всего этого, мы можем в любой день сменить себе форму управления многоэтажкой, так или иначе распорядиться общей собственностью и прочее. Словом, прав нам даровано – пруд пруди, и всё перечисленное – далеко не весь перечень наших коммунальных избирательных прав

 

Одна только беда – юридически коммунальные выборы отрегулированы кое-как. Как и что может быть создано или принято в результате голосований жителей многоэтажек – коммунальные законы указывают. Но что будет за нарушение этих законов – не прописано нигде. Как следствие – самоуправство местных властей и родственных им управляющих компаний, в результате чего зачастую не мы голосуем, а нами голосуют (вернее, данными наших паспортов и квадратными метрами нашей жилплощади). Фальсификации результатов коммунальных выборов – сплошные по всей России, и всё это - с ведома местных властей.

Последнее утверждение – не в сердцах произнесённое, а проверенный на просторах нашей родины факт. Если властям надо посодействовать нужной управляющей компании (УК) и передать ей десяток-другой домов – пожалуйста, какие проблемы? Коль нужно местной власти создать штук пятьдесят ТСЖ (для того, чтобы вписать город в программу 185-го закона о фонде реформирования ЖКХ) – да, пожалуйста!

А поскольку Жилищный кодекс, помимо открытого голосования жителей, предполагает и такую форму волеизъявления как заочное голосование, то и результаты тех голосований обычно пишутся в служебных кабинетах – сразу пачками на десятки домов. Редчайшие случаи по России, когда результаты таких «голосований» удаётся опротестовать в суде. Но и в этих случаях пойманные за руку фальсификаторы ответственности не несут. Есть великое множество и других выборных коммунальных фокусов, целью которых является навязывание «нужных» управляющих, ресурсоснабжающих и обслуживающих организаций, «нужных» руководителей ТСЖ (товариществ собственников жилья), навязывание решений по распоряжению общим имуществом и сборам дополнительных средств с жителей. Такая, блин, получается коммунальная демократия.

 

Вершки и корешки

 

Печально созерцать, как в который раз обмишуренный народ убеждается в своей отстранённости от реальной власти - даже от самоуправления собственным многоквартирным домом. Низовая коммунальная демократия, на данном этапе развития нашего общества имеющая возможность стать школой гражданской ответственности, школой реальной демократии – по всем городам и весям всё это превращается в голимую профанацию.

Досадно и то, что муниципальные руководители, в связи с построением «вертикали власти» присмиревшие, было дело, теперь снова учатся бесцеремонному попранию законов и начхательству на «массы». А чего стесняться? Коммунальные деньги, собираемые с жителей – это живые деньги, льющиеся нескончаемым потоком, так что заинтересованным лицам есть, за что повоевать, и есть, ради чего проламывать гражданское законодательство. А деньги, как известно, даже полученные за канализование – они не пахнут.

 

Гуляй, шпана, ежели верховная власть дозволяет и, тем более, сама пример подаёт. Верхам власти – нефтяные и газовые вершки, низам власти – коммунальные корешки. Всё – по честности, всё – по понятиям.

 

От имени и по поручению

 

Любопытные издержки коммунальной реформы, о которых говорилось выше – они выворачивают шиворот навыворот не только общегражданскую часть коммунальной реформы. Странное дело, вместо коммунальной демократии, которую мы так толком и не получили, на граждан свалился ещё один избирательный фильтр – коммунальный. Данный фильтр отныне прямо влияет на выборы депутатов местного самоуправления, на выборы городских и поселковых начальников и даже на региональные депутатские выборы.

Суть фильтра в том, что управляющие коммунальные компании контролируют подведомственные им микрорайоны (особенно – стоящие особняком) так, как муниципальным властям и не снилось. Стало быть, эти компании контролируют муниципальные и региональные выборы, проходящие на их территориях. Ничего не стоит дать приказ дворникам «зачищать» агитматериалы одних кандидатов и в упор не видеть агитки других. Практически, весь штат таких управляющих компаний при надобности одним мановением превращается в дисциплинированную полевую команду.

Кроме того, всё хорошее, что делается на подведомственной той или иной компании территории – это делается от имени нужного кандидата, а ненужный кандидат ходит по избирательному округу как партизан в тылу врага.

И юридически тут почти невозможно придраться. Зачастую обладая на подведомственной территории куда большими возможностями и реальной властью, чем у местных властей, управляющие компании, тем не менее, не имеют значительной части тех ограничений, что накладывают законы на органы местного самоуправления при проведении выборов. А те ограничения, что остались, при надобности юридически легко обходятся.

 

Таким образом, не имея соответствующего коммунального ресурса (не имея поддержки управляющих компаний), сегодня крайне затруднительно стать даже мэром, а тем более – депутатом (в том числе, депутатом регионального законодательного органа по мажоритарному округу). Тому обычным примером - не так давно прошедшие довыборы по одному из избирательных округов Новосибирска, где депутатом горсовета стал никому досель не знакомый сынок руководителя управляющей компании, обслуживающей этот округ.

Исключение составляют выборы депутатов маленьких городков, где, вследствие малочисленности избирателей на округах, можно стать депутатом при поддержке одного-двух ТСЖ. Или – при поддержке неорганизованных жителей домов так называемого «частного сектора». Но это, как раз - те исключения, которые подтверждают наступление новой коммунальной эры в избирательных технологиях.

 

Низкий старт

 

Возвращаясь к ранее сказанному о «вертикальной метле», можно отметить, что главы местных администраций последние годы подобострастно изображают полную преданность государственным властям, а отнюдь не избравшему их населению. Кстати, в этом отличие градоначальников от многих сегодняшних муниципальных депутатов - порою весьма независимых. Конечно, если местные главы изображают преданность верхам – это ещё не значит, что так оно и есть. Однако если градоначальникам сверху прикажут провести выборы так-то и так-то – то именно так они и постараются сделать. Про муниципальную вольницу местные мэры и пэры уже и не вспоминают.

А теперь логично спуститься по вертикали в самый низ – до управляющих компаний. Сговориться с ними действующим местным властям куда проще, чем всяким оппозиционерам и независимым кандидатам – это так? Так. Значит, в угоду «вертикали» сформировать представительные органы местной власти, предсказуемые и управляемые, можно? Можно. Станут такие селекционные депутаты «в стойку», откажутся добровольно от прямых выборов градоначальников? Да по первому сигналу!

Таким образом, коммунальные политтехнологии готовы послужить «вертикальной» власти. Собственно, старт уже дан.

 

Политтехнологи от ЖКХ

 

Заканчивая данной специализированной темой столь затянувшийся разговор, поначалу ещё раз вспомним, что вольным политтехнологам «вертикальная» стратегия государства обошлась тем, что исчезли «хлебные» выборы депутатов Госдумы и, частично, региональных депутатов по мажоритарным округам (в отдельных субъектах федерации). Ещё более удручающими для профессии оказались отмена выборов губернаторов и введение единых дней голосования. В последнее время практически превратились в фикцию выборы по партийным спискам на федеральном уровне, да практически то же самое начинает происходить и в губерниях.

Может, для государства всё это и хорошо (мнения тут всякие), но для политтехнологов – точно плохо. Российские политтехнологи стали исчезать как вид. Фактически, они остаются только там, где есть хоть какое-то подобие демократии – на муниципальных выборах и на выборах мажоритарных депутатов в губернские законодательные собрания. Частично, и редко где, региональные кланы устраивают партийную междоусобицу по региональным спискам и федеральным партийным мандатам, давая тем самым прокорм нищающим политтехнологам – но это кому как повезёт. Эти междоусобицы нередко кончаются раздражённым окриком из Москвы – и работа кончается, едва начавшись.

 

Дабы не дисквалифицироваться и для поддержания штанов между редкими выборами, часть политтехнологов прибилась к начавшейся несколько лет назад реформе ЖКХ и обслуживает интересы коммунальных предприятий и (или) муниципальных властей. Работа эта не ахти как оплачиваемая, зато постоянная. Можно согласно Жилищному кодексу организовывать выборы управляющих компаний жителями многоквартирных домов (по заказу тех или иных компаний) - к счастью, не все управляющие компании так уж безоговорочно слушаются местных властей. Логика бизнеса иногда заставляет управленцев и собственные зубы показывать. Можно в русле закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ) агитировать и создавать ТСЖ (по заказу местных властей). И это - далеко не всё, на чём в наше время можно заработать коммунальным политтехнологам.

Есть ещё потребности у местных властей по информационному обеспечению реформы ЖКХ. Есть нужда в грамотном пропагандистском ведении широкой конкурентной войны между управляющими компаниями за многоквартирные дома. Ещё есть заказы ресурсоснабжающих организаций на войну с управляющими компаниями, получающими ресурсы и отказывающимися вовремя платить миллионы и десятки миллионов рублей. Есть и прочее другое, а чего нет – так это тишины. Коммунальная война за право отапливать граждан и за право качать их фекалии – в полном разгаре. Словом, тем политтехнологам, которые не поленились серьёзно вникнуть в коммунальное законодательство и коммунальную жизнь, скучать не приходится.

 

Понятно, те управляющие компании, что сговорились с местными властями (а чаще всего в их учредителях значатся местные депутаты и чиновники) – они в услугах политтехнологов обычно не нуждаются. В лучшем случае – такие привилегированные управляющие компании скупают на корню редакторов местных газет, дабы поддерживать в глазах жителей-избирателей свой имидж спасителей и заступников.

Само собой разумеется, что политтехнологам, промышляющим на коммунальной стезе, такое самообслуживание управляющих компаний - что рыбная кость в горло. Особенно – если эти провластные компании относятся на данный момент к числу конкурентов твоего заказчика. Но сказать, что ничего нельзя противопоставить этому новоявленному коммунально-избирательному ресурсу – это будет неверно, совсем неверно.

Просто для того, чтобы в нужный момент «съесть» управляющую компанию, мало быть профессионалом в проведении избирательных сражений. И играть на экономических противоречиях между власть имущими кланами – тоже маловато будет. Ещё надо как следует разбираться в коммунальных законах, в соответствующих постановлениях правительства, местной власти и, непременно, быть в курсе реального положения дел «съедаемой» компании. Оно, понятно, неохота лишними знаниями голову забивать, но тут уж не до жиру. В общем, работа как работа – то же самое, что и при выборах местных депутатов.

 

Тут, конечно, можно горделиво встать за чистоту мундира - мол, это уже не политтехнологи, а специалисты по коммунальному пиару… Но это уж дело простого форса – хоть так назови, хоть этак. На деле – и PR-методы работы те же, и прямые выборы со скандалами, и юридически нужно ухо востро держать (особенно, если ты в данный момент и на данном участке работаешь против мнения власти). А главное, теперь нельзя отрицать, что коммунальные выборы – это начало выборов муниципальных и региональных, и кто из политтехнологов это не успел осознать – тот явно застрял в своих прежних знаниях. А значит – дисквалифицировался.

В коммунальных выборах можно, конечно, и не участвовать, если есть более духовное или более денежное занятие, но «плавать» в этой теме, уметь её использовать на классических выборах – это уж непременно надо. Такое нынче время – коммунальное.

 

Напоследок

 

Реальность, по большому счёту, не может быть противной или приятной душе политтехнолога – она просто такова, какова есть. Политтехнологи для того и существуют, чтобы изменять социальную реальность, несмотря ни на какие противодействия. Это относится и к странствующим рыцарям, и к государевым наёмникам. Следовательно, никакие новые или старые проблемы при проведении выборов (или при проведении не связанных с выборами PR-акций)  - нельзя воспринимать как нечто фатально непреодолимое.

В конце концов, скалу можно попробовать обойти – как пел киношный Бармалей: «Нормальные герои всегда идут в обход». А ещё лучше – заставить ту скалу послужить твоему делу. Коммунальная избирательная система – так коммунальная. Будем учиться работать в ней, а личные эмоции насчёт «метлы власти» – оставим для друзей и любимых жён.

 

И совсем последнее. Совершенно понятно, что на метле лучше всего летают отнюдь не святого образа люди, но и добропорядочным политтехнологам нужно уметь хоть как-то пользоваться данным коммунальным приспособлением. Иначе - этой же самой властной метлой окончательно выметут из профессии последних из политтехнологов-«могикан», которые что-то там говорят про чистые выборы, самоуважение и гражданственность. Или – «могикане» уйдут сами.

Исчезновение «могикан» будет означать, что мы всем российским обществом окончательно шагнём в новое время, в котором о сознательном единении общества для решения проблем, для совместного созидания и прогресса – можно будет надолго забыть. Только и останется надеяться, что на «коллективное бессознательное» да на то, что вождь с дудкой выведет нас в правильном направлении.

Впрочем, Валентин Полуэктов, основатель «ИЗБАСС» и один из ведущих теоретиков и практиков проведения избирательных кампаний, считает, что такое безнадёжное время уже наступило: «Люди не верят ни власти, ни друг другу. Объединяться же можно только на доверии. А откуда оно возьмется, когда все сферы жизни общества пронизаны враньём, переименованным  в пиар

Уважая мнение заслуженного «могиканина», автор этих заметок, тем не менее, остаётся оптимистом. Видывали мы всего этого уже не раз, а Россия-матушка как стояла – так и стоит. Покалеченная, но жизнелюбивая. Ну, не можем мы в сто первый раз наступить на одни и те же грабли! Или – можем? Хотя, в обоих случаях жизнь продолжается, и политтехнологи какие-то всё равно понадобятся – куда же теперь без них?

Конечно, случись худшее, не каждый политтехнолог захочет работать в новоявленном «Министерстве правды» величиной с целую страну, но это уж дело добровольное – можно и картошку в деревне выращивать. В конце концов, как и было сказано в самом начале, оптимизм – это свойство человеческого характера, а не политической системы.

 

 

img2.gif

 

Инициированные государственной  властью и нескончаемо идущие по стране коммунальные выборы по сути ведутся по тем же принципам, что и выборы депутатов с мэрами. Идёт агитация и контрагитация, листовки, слухи, публикации, голосования, подсчёты голосов, подведение итогов, шум несогласных...

 

:  

В ПОЛИТТЕЛЕГРАФ

bar2.gif