ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: НЕСУРАЗИЦЫ, ТРАКТОВКИ, КОММЕНТАРИИ,

 

img2.gif

img1.gif

img3.gif

img4.gif

 

 

 

Юридическая консультация ИЗБАСС

 

8.11.11

 

МНИМЫЙ ПИКЕТ,

за который оппозицию прессуют вполне реально

Валентин ПОЛУЭКТОВ, политтехнолог, юрист

 

В последние недели (кампания по выборам в ГД-2011 в разгаре) хитом поисковых запросов, проходящих через наш сайт, стал, пожалуй, вопрос: «Что такое агитационный пикет (понятие)?» Добавлю, что и в почте ИЗБЫ есть письма с аналогичным  вопросом.

Удивляться тут нечему. Если заглянуть в «Карту нарушений. Выборы-2011» на сайте «Голоса», то все становится понятно: прессовка уличных агитаторов оппозиции поставлена на поток -  ментура вся в поту, разгоняя так называемые агитационные пикеты оппонентов едросии, бесцеремонно изымая у них раздаточный материал (листовки, буклеты, газеты…), составляя неправомерные протоколы о якобы незаконной агитации. Суть претензий стандартна – нарушение правил агитации, порядка выставления пикетов.

Между тем, два-три агитатора, раздающих на улице листовки и газеты своего кандидата (своей партии) и/или собирающих подписи в их поддержку, то есть то, что все  привыкли именовать агитационными пикетами, с юридической точки зрения никакого отношения к пикетам в большинстве случаев не имеет.  Даже если они соорудили себе для удобства палатку. Внешне да, особенно издалека – это похоже на пикет, но в правовом смысле  - ничего похожего, и потому согласовывать с властью такую малоформатную уличную агитацию не требуется.

 

Понимаю, что нынешняя практика реакции властей на уличную агитацию такова, что  всё сказанное выше звучит не очень убедительно. Что ж, давайте посмотрим, что говорит на этот счет закон.

 Для  начала внимательно прочтем определение пикета, данное в п. 6 ст. 2 Федерального Закона № 54 от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Вот оно:

«6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации».

Я специально выделил полужирным курсивом три слова из этой правовой нормы.  В них - корень понимания проблемы.

Вполне очевидно, что для того чтобы малоформатное «стоячее» агитационное мероприятие получило статус пикета со всеми вытекающими последствиями, необходимо наличие т.н. пикетируемого объекта. Нет  пикетируемого объекта – нет и пикета.

Причем, под таким объектом понимается некий неодушевленный предмет (здание мэрии, например, памятник, следственный изолятор и пр.), на что однозначно указывает слово из одной буквы – у, т.е. около, рядом с объектом. Ну а, кроме того, раз объект пикетируется, то между ним и действиями пикетчиков должна быть причинно-следственная связь: пикет у мэрии - против или, наоборот, в поддержку мэра, пикет у памятника – против его сноса, пикет у изолятора - против произвола властей в отношении содержащегося в нем оппозиционного политика и пр. То есть для признания людей пикетчиками нужен соответствующий объект, а также причинная связь между ним и находящимися неподалеку людьми. Тогда это пикет. А два-три раздавальщика листовок (собиральщика подписей) у метро или на остановке автобуса – какой же это пикет? Это не пикет, это так: хвост-чешуя, не поймал я ничего…

Таков закон. Dura lex, sed lex, как говорится.

 

Но раз это не пикет, то что?  Каков правовой статус раздавальщиков листовок и агитационного мероприятия, в котором они участвуют? Что можно сказать по этому поводу?

С точки зрения действующего законодательства ответить на этот вопрос можно вполне определенно, хотя надо признать, что тут есть проблема. Ибо приведенное ниже  мое понимание соответствующих норм права почти наверняка расходится с замыслом наших законодателей-думцев, полагавших, наверное, что они вполне определенно прописали рассматриваемое агитационное действие как пикет.

Нет, не прописали, не сумели прописать, совершив очередной постыдный прокол, подобный тому, который я в свое время подал в ИЗБЕ как Анти-Оду думской галиматье  (о премии агитатору).

 

Итак, продолжим путешествие по нормам избирательного права.

Согласно п.3 ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан….» (далее по тексту – Основные гарантии…), предвыборная агитация может проводиться:

 

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

(регулируемых упомянутым выше ФЗ № 54 от 19.06.2004 - примечание мое, ВП)

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

 

Мне представляется, что думцы полагали запихнуть малоформатную уличную агитацию в подпункт «б», исходя из того, что это всё же публичное мероприятие. Однако по факту малоформатка не укладывается в рамки ни одного из «штатных» публичных мероприятий, предусмотренных законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и потому никак не может регулироваться данным законом.  Нонсенс, конечно, но факт. Поэтому логичнее отнести  анализируемую форму агитации к подпунктам «в» или «г» данной нормы, подкрепив такой выбор ссылкой на п.4 ст.48 «Основных гарантий…», который гласит, что кандидат и избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации.

 

Ну и что получаем в сухом остатке в плане статуса мероприятия? А вот что: уличная раздача агитационных листовок и газет, в том числе со сбором подписей в поддержку выдвижения кандидата (партии) – это одна из предусмотренных избирательным законодательством форм предвыборной агитации, которая, несмотря на свой публичный характер и внешнюю схожесть с пикетом,  не подпадает под действие ФЗ № 54, а, значит, не требует чьего либо уведомления и разрешения на её проведение. Кандидат и избирательное объединение самостоятельно определяет точки распространения своих АПМ в округе, согласуя это решение не с местной властью, а с собственными представлениями о разумности и допустимости мероприятия.

При этом возможно стоит всё же оповестить власть, настоятельно попросив её не наускивать ментуру на уличных агитаторов. Тем более что согласно п.1 ст. 53 «Основных гарантий….» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

 

Конечно, нельзя исключать, что по ходу кампании характер агитации может поменяться, и агитаторы будут направлены, например, к зданию мэрии, чтобы поведать окружающим всё, что о думает их заказчик-кандидат о городской власти.  Что ж – это уже стопроцентный классический пикет.

А значит, тут же непременно услышим: ментура, в ружье!  

 

Пять строк в заключение. Прекрасно понимаю, что нынешним российским властям начхать на закон. Они прессовали оппозицию в режиме беспредела, прессуют и будут прессовать, в том числе на улице. Но вечно это продолжаться не может. И именно улица, как в Египте, снесет всю эту воровскую нечисть на помойку истории.

Когда? Не хочу гадать по срокам, но счетчик щелкает всё громче. Это очевидно.

 

 

© - Валентин Полуэктов. ИЗБАСС. Ссылка при цитировании обязательна.

 

БЕДА, КОГДА

ЗАКОНЫ ПИШУТ САПОЖНИКИ

 

В разгар думской кампании 2011 прессовка уличных агитаторов оппозиции поставлена на поток.

Эта юридическая консультация является реакцией ИЗБАСС

на беспредел,

творимый на выборах

партией власти.

 

 

 

img4.gif

3d_basic_email.gif :  

К ПЕРЕЧНЮ НЕСУРАЗИЦ ЗАКОНА