Финансирование избирательной кампании – это одна из самых актуальных проблем, с которой сталкиваются партии и кандидаты. Политическая реклама, рабочие поездки, издание листовок и все другие траты должны покрываться только средствами специального фонда. А источники их происхождения четко регламентированы действующим законодательством.

Как формируется фонд

Избирательный фонд может формироваться за счет средств партийных бюджетов, отдельных кандидатов и пожертвований. При этом законом установлены определенные ограничения, которым должны следовать участники кампаний. Например, по размеру избирательного фонда и максимальной сумме пожертвования. Кроме того, законом не допускаются анонимные взносы от неустановленных и неидентифицированных лиц.

Даже при четко спланированном плане избирательной кампании кандидатам редко удается вложиться в изначально определенный бюджет. В связи с этим они часто находятся в поиске дополнительных источников финансирования и нередко используют нестандартный подход к решению проблемы. В частности, они берут микрокредиты или обращаются за помощью к спонсорам, в роли которых выступают представители регионального бизнеса. За счет таких поступлений формируется «теневой фонд», который помогает повысить финансовую гибкость избирательной кампании.

Микрозаймы МФО

Кредитование в микрофинансовой организации не может использоваться в качестве основного источника финансирования предвыборной деятельности кандидата. В МФО нельзя получить крупную сумму средств, а выплатить долг нужно уже через 20-30 дней после оформления. При этом ставки по займам существенно выше, чем по банковским кредитам, что явно не в интересах кандидатов. Но, в отличие от банков, они быстро выдают средства без документов о доходе. А займ можно легко оформить онлайн в любое время суток без залога и поручителей.

Доступность – это ключевое преимущество микрокредитов, которое по достоинству оценит кандидат, столкнувшись с непредвиденными расходами. Это возможность быстро покрыть небольшие траты, которые были не учтены при формировании избирательного фонда. Например, с помощью микрозайма можно оплатить услуги типографии по разработке макета агитационного материала. Или оплатить аренду конференц-зала для проведения запланированной встречи или совещания.

Еще одно преимущество микрозаймов для кандидатов – это их легальность. При использовании средств МФО можно не опасаться вопросов относительно источника финансирования. Факт заключения кредитной сделки всегда можно будет подтвердить соответствующим документом, даже если оформление было осуществлено онлайн.

Региональный бизнес

Спонсором «теневого фонда» кандидата или партии может стать региональный бизнес. Но здесь можно выделить как пассивное, так и активное инвестирование, к которому всегда есть масса вопросов.

При пассивном региональный бизнес фактически становится заложником сложившейся ситуации. Его принуждают к участию в различных политических проектах, причем такие «предложения» часто поступают от действующей власти. В случае отказа бизнес грозятся занести в «черный список», что впоследствии может отразиться на его развитии и рентабельности.

Для активного инвестирования характерен добровольный характер. В этом случае бизнес делегирует своих личных представителей во власть, чтобы в дальнейшем лоббировать свои интересы. Таким образом, бизнесмены либо приводят во власть своих доверенных лиц, либо сами получают депутатские мандаты.

Использование средств регионального бизнеса (как при активном, так и при пассивном инвестировании) в перспективе может обернуться серьезными проблемами для партий и кандидатов. В конфликтных ситуациях и при внутриэлитных политических разборках это может быть использовано для обвинения чиновников в коррупции, что может стать основанием для проведения проверки и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.