ВЫБОРЫ:

избирательные технологии

PR-фирмы и PR-мены

ИЗБАСС -

интернет-журнал

для тех, кто

делает выборы

ЗАКОНЫ О ВЫБОРАХ: ПЕРЕВОД С ДУМСКО-ТАРАБАРСКОГО

.....списки избирателей.....формирование комиссиий....выдвижение кандидатов....финансирование выборов....голосование и подсчет голосов.....

 

Главная страница

О нас

PR-фирмы и

PR-команды

Они делают выборы:

1000 персоналий

Что, где и почем ?

Политтелеграф

Избирательные

технологии

ИЗБАсс-Читальня

Термины и сленг

Законы: перевод с

думско-тарабарского

Обучение мастерству

Черная книга

"Выборы-2003"

Обратная связь

 

 

Страничка открыта 24.03.04

 

 

  

ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ...

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РФ

12 июня 2002 года  

№ 67-ФЗ

(Извлечения, касающиеся только выборов, без референдума)

 

 

 ГЛАВА V. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ВЫДВИЖЕНИИ

И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ

  

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.

3. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.

4. Гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента РФ в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

5. Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо отрешенный от указанной должности Президентом РФ, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

6. Гражданин РФ, замещавший должность главы муниципального образования и досрочно прекративший исполнение полномочий главы муниципального образования по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, либо отрешенный от указанной должности Президентом РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

7. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.

8. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.

9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.

 

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом.

2. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения.

3. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством РФ гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (представляются справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юридических и (или) физических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме в соответствии с приложением к настоящему Федеральному закону, при этом указанное приложение может быть дополнено федеральным законом. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим пунктом, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления наряду с указанными сведениями таких же сведений о супруге кандидата.

4. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

5. Документы, указанные в пунктах 1 – 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 1 – 3 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

6. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов РФ – не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее 20 дней.

 

Статья 34. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения

1. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

2. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников.

 

Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными

объединениями, избирательными блоками

1. Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О политических партиях”. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

3. Избирательные блоки образуются после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

4. В избирательные блоки в порядке, установленном законом, могут входить помимо избирательных объединений общероссийские общественные объединения, которые созданы в форме общественной организации или общественного движения и уставом которых предусматривается участие в выборах. Указанные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения, либо внесенные в их уставы изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы в соответствии с федеральным законом не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган государственной власти, орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общероссийского общественного объединения.

5. Не могут входить в избирательные блоки следующие общественные объединения, созданные в форме общественной организации или общественного движения:

а) объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии;

б) объединение, уставом которого предусматривается членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому и (или) конфессиональному признаку (признакам);

в) объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе;

г) международное общественное объединение.

6. Избирательные блоки подлежат регистрации в организующей выборы избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

7. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

8. Избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от имени избирательного блока в течение периода избирательной кампании, а также в течение периода полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если список кандидатов, выдвинутый этим избирательным блоком, будет допущен к распределению депутатских мандатов в указанных органах.

9. По запросу избирательной комиссии, организующей выборы, регистрирующие органы обязаны не позднее чем через десять дней со дня получения запроса представить в указанную комиссию список избирательных объединений, а также список общероссийских общественных объединений, отвечающих требованиям пунктов 4 и 5 настоящей статьи, по состоянию на день получения запроса.

10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения.

11. Наименование избирательного блока, в том числе краткое наименование, состоящее не более чем из семи слов, определяется на съезде (конференции) представителей общественных объединений, вошедших в данный избирательный блок. В наименовании избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на этом или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок, а также наименование иного ранее зарегистрированного на соответствующих выборах избирательного блока. Использование имени и фамилии конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.

12. В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение, избирательный блок вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему. При этом избирательное объединение вправе представить только свою эмблему, описание которой содержится в его уставе. Избирательный блок вправе представить эмблему любого из входящих в него избирательных объединений либо иную эмблему, за исключением эмблем, описание которых содержится в уставах других общественных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных либо предыдущих выборах этого же либо более высокого уровня, и эмблем избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов на данных выборах. Символика избирательного объединения, избирательного блока не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы, гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.

13. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений, избирательных блоков после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается.

14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком.

15. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. В случаях, предусмотренных законом, указанное правило не применяется при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.

16. Не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

 

Статья 36 (Р).

 

Статья 37 Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов

1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 4 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов.

3. Федеральными законами может устанавливаться квота на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта РФ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

4. Установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на части территории субъекта РФ, части территории муниципального образования не допускается.

5. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.

6. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.

7. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

8. Форма подписного листа устанавливается законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе,  ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставят собственноручно.

9. Если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства.

 

Статья 38 Регистрация кандидатов, списков кандидатов

1. Регистрация кандидата, списка кандидатов при наличии составленного (составленных) в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона заявления (заявлений) кандидата (кандидатов) о его (об их) согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, или решения политической партии, избирательного блока, указанных в пункте 16 настоящей статьи, осуществляется соответствующей избирательной комиссией.

2. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов. Законом не может быть установлено иное предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов.

3. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

4. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.

5. Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, признаются недействительными.

6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.

7. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов.

8. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.

9. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 3 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

10. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, за исключением выборов Президента РФ, в органы государственной власти субъектов РФ, в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов не проводится, а регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими список кандидатов, избирательного залога.

11. Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, списка кандидатов не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.

12. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата, списка кандидатов на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.

13. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено законом, если избирательное объединение, избирательный блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и (или) набрали по результатам голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено законом, избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход соответствующего бюджета. Указанное число голосов избирателей не может быть более 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, для кандидатов и более 3 процентов – для списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением, избирательным блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к отложению выборов или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 76 настоящего Федерального закона. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недействительными, избирательный залог возвращается в соответствующий избирательный фонд.

14. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

15. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога соответствующей избирательной комиссией устанавливается законом.

16. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.

17. При проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее десяти тысяч сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта РФ предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.

18. Соответствующая избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

19. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (или многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

20. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (или многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в составе списка кандидатов.

21, 22. (Р).

23. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов соответствующая комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, – несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом “О политических партиях”; выдвинутых иными общественными объединениями, – требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;

в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата, списка кандидатов;

г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен;

д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, или превышение установленной настоящим Федеральным законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата, списка кандидатов не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с пунктом 16 настоящей статьи);

е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов;

ж) несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда не обязательно);

з) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

и) превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании, размера расходования из избирательного фонда, более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

к) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, более чем на 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов;

л) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

м) использование кандидатом, его доверенными лицами, преимуществ должностного или служебного положения;

н) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением, избирательным блоком одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

24. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, является исчерпывающим.

25.(Р).

26. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных законом.

27. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации.

28. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, список кандидатов, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об отмене его регистрации.

29. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избирательному округу, исключить некоторых кандидатов из списка кандидатов, заверенного соответствующей избирательной комиссией, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв, исключение могут быть произведены не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число кандидатов, выбывших из списка кандидатов, не должно превышать 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов. Не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за исключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе с исключением, некоторых кандидатов.

30. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, проведение голосования в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, за исключением случаев, указанных в пункте 32 настоящей статьи.

31. В случае наступления указанных в пункте 30 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

32. В случае наступления указанных в пункте 30 настоящей статьи обстоятельств голосование в одномандатном избирательном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре проводится:

а) при повторном голосовании;

б) на выборах депутатов органов местного самоуправления (если это предусмотрено законом субъекта РФ).

При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

33. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

 ДАЛЕЕ->

 

 

ПЕРЕВОД

С ДУМСКО-

ТАРАБАРСКОГО

 

Мы убрали из текста закона всё, что касается референдума - и нормы закона стали восприниматься легче.

 

Статьи Закона, помеченные знаком (Р) опущены, т.к. они касаются референдума.