img3.gif

 

КАНДИДАТЫ-ПОДСТАВЫ 

 

Главная страница

О нас

PR-фирмы и PR-команды

Они делают выборы:

1000 персоналий

Термины и сленг

Избирательные

технологии

Фото с учебы

политтехнологов

Вести с фронтов

Что, где и почем ?

Законы: перевод

с думско-тарабарского

ИЗБАсс-Читальня

Книжная лавка

Обратная связь

Форум

Чат

 Страничка открыта 26.10.03

  

 

 

ТЕХНОЛОГИИ КАНДИДАТОВ-ПОДСТАВ

Олег Матвейчев, политтехнолог,

глава московского представительства « Bakster Group»,

кандидат философских наук

 

           Результаты выборов последних 2-3 лет убедительно свидетельствуют, что ни одни крупные выборы в России не обошлись без использования подставных кандидатов и кандидатов-союзников. Времена, когда кандидат мог победить сам по себе, прошли. Можно с уверенностью утверждать, что результат кампании во многом зависит от её конфигурации, и если штаб кандидата сможет на старте кампании изменить конфигурацию (состав участников гонки) в выгодном для себя русле, он процентов на 40 обеспечил свою победу.

           Великий китайский стратег Сунь Дзы писал, что выигрывать надо без войны и до всякой битвы. Нам это может показаться странным, это выглядит как поэтическое, философское чудачество, но когда посмотришь на  мастерское использование подставных кандидатов, то понимаешь, что имел в виду мудрый китаец.

           Использование подставных кандидатов это не просто одна из избирательных технологий, это важнейшая  составляющая победы.

           Показательный пример.   Выборы мэра среднего российского города. Действующий мэр имеет 40%-ный рейтинг и 20%  антирейтинг. Соперников, которые имели бы хоть 20% рейтинга, на горизонте нет. Мэр полностью спокоен. Он не зовет консультантов, он не задумывается о стратегии кампании и просто собирает подписи. Свысока он взирает на разную "мелочевку", которая выдвигается в пику ему. И вот официально сбор подписей закончен. Бюллетень сформирован. Мэр смотрит  в него и обнаруживает, что "его" электората просто не осталось. Во-первых, выдвинулся коммунист, а  в городе всегда за них голосуют не менее 15%. Во-вторых,  выдвинулся  человек с татарской фамилией, а татар в городе до 15%. В-третьих, выдвинулся железнодорожник, а  в городе крупный железнодорожный узел. В-четвертых, выдвинулся профсоюзник- шахтер, а  в городе есть пара шахт, в-пятых, выдвинулся известный всем журналист-демократ, а демократы меньше 10% не набирают, да и журналист-звезда. В-шестых, выдвинулся предприниматель-благотворитель, который потащит прикормленных старушек. В-седьмых, выдвинулся бандюган, который тоже отмобилизует своих людей и людей  с ними связанных, и, наконец, выдвинулся местный депутат Гордумы - оппозиционер и бузотер.

           Каждого из них по отдельности мэр может раздавить пальцем. И надежды на победу никто  из них не имеет. Но, в течение месяца вся эта компания на встречах, в  своих газетах, в листовках и выступлениях ведет кампанию против  мэра, (а им ничего другого и делать не остается, ведь если мэр хорош, то зачем они выдвинулись?), который то озлобленно защищается, то понимая, что это не царское дело, молча проглатывает все самые глупые обвинения. Кончается все тем, что он выходит во второй тур с 33%, а главный оппозиционер, который забрал на себя весь антирейтинг выходит с 25%.

            Все оставшиеся кандидаты поддержали оппозиционера (либо промолчали, что то же самое, так как они всю дорогу были против мэра). В итоге мэр продул со счетом 46% против 48%  у оппозиционера. И долго еще полгода не мог понять как "этого щенка"  выбрали и как  "все так  по-дурацки получилось", ругал замов, спонсоров и, конечно,  "проходимцев-имиджмейкеров" (которых он пригласил уже после регистрации, хотя и считал, что они вообще не нужны, так как "соперников равных ему нет").

            Чтобы понять, "как так случилось", надо пристальнее посмотреть на функции подставных кандидатов:

 

           1. Использование бюджета и возможностей эфира в целях основного кандидата.

           Не секрет, что избирательные фонды порой  явно недостаточны для  ведения кампании. Счет подставного кандидата вы можете использовать, как минимум, для  выпуска агиток (листовок, газет, роликов и прочее) с критикой ваших соперников или  работающих на вашу повестку дня, инвестирующих те же темы, что и вы (только в этом случае сам подставной не должен сильно светиться).

           Бывает, что подставной в своих материалах косвенно агитирует даже за основного кандидата. Но это может повлечь неприятности с комиссией. Не стоит заходить далеко. Не надо требовать от определенного блага, чтобы оно было совокупностью всех благ.

           2. Оттягивание голосов у соперника, раскалывание электората.

           Мысль, казалось бы, простая, но достаточно трудная по исполнению, ибо тут надо пройти по лезвию бритвы, не сделать по случайности или глупости так, чтобы электорат оттягивался  у вас, а не у соперника.

           Типичный "неправильный" пример.

           Выборы губернатора.  Оппозиционер, зная, что действующий губернатор будет опираться на бюджетников, решил "расколоть" его электорат. Он выдвинул женщину-учительницу, которая должна была стать своей для всех учителей и врачей. Однако, сразу возникла проблема. Ее никто не знает. Раскрутить со скучной социальной программой ее нельзя. Долго и денежно. Надо, чтобы она делала резкие заявления. Если она будет делать привлекательные и популистские заявления, то она тем самым   рискует начать откусывать голоса у Главного Оппозиционера. Аналогично, если она будет резко критиковать Действующего. Поскольку Главный Оппозиционер замыкает на себя весь антирейтинг, то женщина  конкурирует в этой нише  с ним, а не с Действующим. Короче, цели раскрутки входят  в противоречие с целью оттягивания электората. Толку от этой «подставной учительницы» так и не было.

           А теперь - правильный пример.

           Выборы губернатора. Главный соперник  Действующего - мэр областного центра. Там же его основная электоральная база. Действующий подговаривает выдвинутся в губернаторы известного в городе предпринимателя- благотворителя. За пределами города он не известен и не раскручивается. Действующему не мешает. Зато в городе он четко отнимает  несколько процентов у  мэра-оппозиционера. Короче говоря, если подставной кандидат или кандидат-спутник выдвигается для оттягивания  электората, нужно, чтобы уже до выборов он ассоциировался с этим электоратом, был ему известен или хотя бы им легко узнавался как свой, без дополнительной раскрутки. И второе. Он не должен вылезать за рамки своего поля, своего электората ни в смысле имиджа, ни по  поведению, ни по целям кампании.

          

           3. Функции «рычага».

           3.1. Подставной кандидат выдвигается, чтоб поддержать основного кандидата и перевести часть голосов из своей ниши - основному. 

           Допустим, у вас  в округе есть национальные меньшинства (это не так уж редко). У их представителя, скорее  всего, нет шанса победить. Зато вам их поддержка не помешает. Поэтому выдвижение, активная кампания по своим, и последующая поддержка во втором туре (или снятие перед первым туром) - хороший знак для этого электората, за кого им надо голосовать. Понятно, что автоматического суммирования голосов никогда не происходит. Есть много примеров, как те же татары голосовали не солидарно, а зачастую против кандидата с татарской фамилией. И все же, определенный эффект данная стратегия рычага имеет.  Сказанное относится, естественно, не только  к меньшинствам, но и к любым определенным электоральным группам (военные, коммунисты, молодежь и пр.).

 

           3.2. Озвучивание тем и проблем, которые по каким-либо причинам не может озвучить основной кандидат (например, критика в чей-то адрес).

           Типичная проблема для Действующего. Он не может сам опускаться до критики. Он - отец народа  и "выше всякой грязи", в то же время этот "отец" уже одной ногой  в могиле, так как  за годы его правления на нем повисло  множество всяких грехов: невыплаты зарплаты, отключения тепла зимой, плохие дороги, неосторожные слова, связь с криминалом, поход в баню показанный ушлым журналистом и многое-многое  другое. После всего этого глупо как-то обещать райскую жизнь, наведение порядка и прочее, так как всегда вопрос возникает резонный вопрос:  а что же ты всего не сделал, ведь уже дана тебе была один раз власть?

           А в это время молодой и наглый, который только раскручивается (то есть ваш соперник) обещает всем направо и налево, что наведет порядок, что разберется с предшествующей властью, а сам (и это вам доподлинно известно) идет на деньги какого-нибудь  вора в законе. И вы завидуете ему. Он может запросто всем все обещать. А у вас связаны руки и насчет обещаний и насчет критики.

           Единственный шанс  вам остаться на второй срок, это если будет выбор из двух зол. Но как показать, что ваш соперник - зло, если вам  "нельзя уподобляться моське"? Вот тут и выручает подставная Моська, лающая и озвучивающая все факты про вора в законе и многое  другое.

           Конечно, все сказанное относится не только к Действующему. Любому кандидату (за исключением некоторых случаев, когда это диктуется особой ситуацией)  ни к лицу  поливание грязью своих конкурентов. Отдайте эти функцию другим.

 

           4. Создание информационных поводов.

           Выдвижение, регистрация, выступления, материалы  в СМИ, снятие, подачи заявлений в суд, поддержка кого-то - все это поводы, переключающие внимание публики с действий соперника на что-то другое. Мы можем сбивать волну критики, перебивать ненужную нам повестку дня, ненужный нам фон. Элементарно, например,  испортить акцию соперника (в частности,  выдвижение), просто за счет того, что в этот же день или в  это же время пройдет более яркое выдвижение  или любая  акция вашего подставного кандидата. СМИ, даже самые ангажированные, ее вынуждены отразить. А это украдет время (ведь в новостях определенное количество минут) или вызовет непланируемые сравнения, ассоциации и прочее.

          

           5. Занятие свободных электоральных ниш, для того, чтобы они не достались сопернику (если основной кандидат по каким-то причинам сам не может взять эти ниши).

           Допустим, вы основной кандидат. Социологи выяснили, что за вас охотно голосуют  старики и зрелые люди, а вот молодежь не хочет ни в какую. Но в то же время эта молодежь не является электоратом соперника. Она ничья, но может уйти от вас. Поэтому вы должны расставить фишки на все номера. Можно выдвинуть какого-нибудь подставного ди-джея или "комсомольца". Пусть резвится и замыкает на себя молодежь. Все равно она не ваша. Но и сопернику она не досталась. В то же время во втором туре, этот обладающий доверием ди-джей, призвав голосовать за вас , может заставить эту молодежь взглянуть на вас по - новому.  Он служит  мостом между далеким от вас электоратом и вами. Если же выборы однотуровые или вы хотите победить в 1-ом  туре, то достаточно того, что ниша занята и ваш соперник этот электорат не собрал.

 

 

<-НАЗАД                                                                              ДАЛЕЕ-> 

 

 

 

Надеемся, что Вы станете не только нашими регулярными посетителями, но и нашими партнерами,

соавторами сайта «ИзбАSS». Будем благодарны Вам за любую профессиональную информацию.

Будем формировать наши странички на основе Ваших заявок и предложений.

 3d_basic_email.gif :